«Нельзя в публичной плоскости показывать, что энергетики у нас много зарабатывают. Это плохо отражается на социальном климате. Поэтому искусственно пытаются сдерживать рост зарплат якобы из-за тарифов», — говорят эксперты о доходах в стратегически важной отрасли республики. По причине низких зарплат энергетика Татарстана несет потери — каждый год сокращается количество занятых, с 2017-го отрасль в РТ потеряла почти 3 тыс. специалистов. О том, как с дефицитом кадров борются в «Татэнерго», почему шабашат электрики из Сетевой компании и в каких условиях вынуждены трудиться сотрудники «Казэнерго», — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня в «Казань Экспо» стартует Татарстанский международный форум по энергетике и энергоресурсоэффективности (ТЭФ). В энергетической отрасли РТ заняты 32,9 тыс. человек, рассказали «БИЗНЕС Online» в Татарстанстате. С каждым годом это число сокращается — с 2017-го падение составило 8,3%. За пять лет наибольшее падение зафиксировано в производстве тепловой энергии (минус 1,5 тыс. человек), почти тысяча человек ушли из генерации и сетей. Это странно, поскольку генерирующие мощности в регионе только растут, как и потребление электроэнергии, старые установки не выводятся из эксплуатации, протяженность сетей тоже из года в год увеличивается. Чем можно объяснить развитие инфраструктуры при сокращении обслуживающего персонала? Активная фаза вывода непрофильных служб на аутсорсинг давно позади.
По итогам 2022 года средняя зарплата в энергетике РТ составила 65,5 тыс. рублей. Это больше средней заработной платы по республике (50,3 тыс. рублей), но темп роста ниже — 12,9% против 15,9%. За последние годы только в 2020-м зарплата энергетиков опередила по темпу роста среднереспубликанскую. Рост зарплат, по словам экспертов, сдерживают тарифными ограничениями. Поэтому таких внушительных сумм, как в нефтехимии, в данной отрасли нет. «Нефтехимия — это бизнес. Энергетика — это тарифы. Хотелось бы больше, но есть конфликт интересов. Если мы зарплаты повысим, это отразится на тарифах для населения», — констатирует один из наших собеседников.
Тарифные ограничения в части заработной платы есть, подтвердили в пресс-службе «Татэнерго». Затраты на оплату труда при долгосрочном регулировании являются операционными расходами, которые ежегодно лишь индексируются на индекс потребительских цен, уменьшенный на 1% от уровня, учтенного в предыдущем году. На влияние тарифов также указал заместитель гендиректора по персоналу и социальной политике АО «Казэнерго» Ильдар Низамутдинов: «Все мы платим за тепло, горячую воду и электричество и видим, как меняются наши платежки. Да, находимся в определенных рамках и в них осуществляем свою деятельность, но внутри тарифа также стараемся изыскивать дополнительные резервы и возможности».
Другой источник в отрасли предполагает, что низкие темпы роста зарплат в энергетике не связаны с тарифами — в соответствующем меню есть статьи, которые без труда можно подрезать, чтобы обеспечить работников отрасли достойными доходами. Один из собеседников нашего издания медленный рост зарплат энергетиков объясняет политическими причинами. «Энергетика — это наше население. И нельзя в публичной плоскости показывать, что энергетики у нас много зарабатывают. Это плохо отражается на социальном климате. Поэтому искусственно пытаются сдерживать [рост зарплат] якобы из-за тарифов», — уверен он.
Пропасть между зарплатами топ-менеджеров и простых рабочих характерна для многих отраслей. Заработная плата заместителей гендиректора в крупных энергокомпаниях Татарстана, по нашим данным, начинается от 600 тыс. рублей, у руководителей компаний она составляет 1,5–2 млн рублей в месяц.
Другие эксперты парируют: доходы топов составляют незначительную часть в фонде оплаты труда, так что их урезание ничего не решит, а, наоборот, оставит отрасль без высококлассных специалистов. Взрастить спеца в энергетике не так просто: речь идет об объектах критической инфраструктуры, взять человека с улицы не получится. Чтобы состояться в профессии, нужно много времени и средств посвятить качественному образованию. С каким бы успехом выпускник ни оканчивал вуз, на предприятии ему предложат сначала рабочую должность, так что несколько лет он может проработать и слесарем, прежде чем докажет свою состоятельность.
«Это постоянные тестирования, сдачи экзаменов. И это дорого стоит. Если не держать темп, в этой конкурентной борьбе ты проиграешь. Вопрос: хороший специалист должен быть со средней зарплатой по региону? Конечно, нет, она должна быть выше. Зачем столько ответственности на себя брать, если ты можешь делать все то же самое поспокойнее и с зарплатой побольше? — недоумевает наш собеседник. — Нужно понимать, что человеческий капитал важнее оборудования. Иначе мы останемся с разбитым корытом. Лучше много требовать с человека, но предложить взамен достойное вознаграждение».
Что касается инженерного персонала и рабочих, то за более высокими зарплатами из электроэнергетики нередко уходят в другие отрасли. На любом предприятии нужны специалисты-энергетики, которые умеют эксплуатировать электрические и тепловые сети, силовые, тепловые установки, рассказал «БИЗНЕС Online» ректор КГЭУ Эдвард Абдуллазянов. «К нам постоянно обращаются за качественными кадрами c разных предприятий. Хороший энергетик сегодня на вес золота», — сказал он.
Судя по данным портала SuperJob, относительно неплохие зарплаты в Казани предлагают главным энергетикам (180 тыс. рублей), инженерам-энергетикам (120 тыс. рублей), энергоаудиторам (110 тыс. рублей), наиболее квалифицированным электромонтажникам и электрикам (по 100 тыс. рублей). В пресс-службе hh.ru рассказали, что работникам строительных специальностей в энергетике платят в среднем 62 тыс. рублей в месяц, квалифицированным рабочим — 55 тыс. рублей, представителям инженерных специальностей — 60 тыс. рублей.
От хронического дефицита кадров больше всего страдает Сетевая компания, утверждают наши источники. Зарплату рабочих называют неадекватно низкой, притом что людям приходится работать в опасных условиях, под напряжением. «Зарплата электромонтера — 35 тысяч. И смех, и слезы! В районах еще можно потерпеть, потому что там у тебя могут быть свои сад и огород, хотя тоже не айс в наше время… Для Челнов это уже проблема», — говорит один из экспертов. Дошло до того, что в крупных филиалах формируют выездные бригады, которые обслуживают соседние территории.
В Сетевой компании не ответили на запрос «БИЗНЕС Online». Судя по вакансиям на hh.ru, электромонтерам в Челнах действительно предлагают от 20 тыс. до 43 тыс. рублей. Чуть выше предложение в Альметьевске — от 41 тыс. до 52 тыс. рублей. Контролерам (проверяют счетчики у потребителей) обещают скромные 28–35 тысяч. Такие зарплаты заставляют рабочих массово шабашить на стороне. «Если теплые отношения с потребителями складываются, работник может помочь показания не так передать, подкрутить что-то. Поэтому формально подработки запрещены, но начальство смотрит на это сквозь пальцы», — делится наш собеседник.
«Да, монтеры шабашат. Они стараются заниматься этим в свободное от работы время, начальство ничего не говорит, если это не мешает работать. В пять вечера уходят с работы, переодеваются дома и идут по частным заказам с 18:00 до полуночи. Если работать много, еще и по выходным, то можно вторую зарплату получать, финансовая ситуация исправляется, но физически очень выматывает», — подтверждает на условиях анонимности работник Сетевой.
В самой же компании есть возможности для карьерного роста. Например, один из наших собеседников за 6 лет прошел путь от электромонтера в филиале до инженера II категории в головном управлении в Казани. «Потом могут предложить место начальника службы в филиале, замначальника где-то в столице РТ в управлении. После — начальник службы в Казани. Можно идти вплоть до заместителя генерального директора», — уверен наш собеседник.
Зарплата в компании состоит из оклада, индивидуальных вознаграждений (они, по сути, постоянные), квартальных премий, премий по итогам работы за год и отдельно за прохождение осенне-зимнего периода. У ИТР в среднем выходит 70 тыс. рублей чистыми в месяц. «Премий могут лишить, но не полностью. Такое происходит на самом деле редко. У нас все решения утверждены регламентом, поэтому лишают премий заслуженно», — поделился инженер.
В выработке электроэнергии в РТ представлено три игрока: «Татэнерго», ТГК-16 (входит в СИБУР) и «Татнефть». Самую высокую зарплату предлагают нефтяники — в прошлом году на Нижнекамской ТЭЦ-2 «Татнефти» сотрудники в среднем получали 89 тыс. рублей в месяц. Сейчас у ТЭЦ нефтяников нет отбоя от работников КОСа и НКНХ, которые не прижились при СИБУРе. Как говорят наши источники, на станции проводят по 6–7 собеседований в день. «К нам бегут из СИБУРа кадры. Там сокращение большое. В последние месяц-полтора так. Десяток человек оттуда уже приняли, это рабочие специальности», — рассказал нам собеседник на условиях анонимности. В пресс-службе нефтяной компании не ответили на наш запрос.
Работники ТГК-16 отмечают, что из-за сокращения численности персонала стало тяжелее работать: на одного человека легло больше задач. «Нам еще обещали, что на аутсорсинг перейдет служба уборки. В итоге люди ушли, и теперь нам надо делать уборку. Если этого не выполнять, идет депремирование. Человек физически не успевает выполнить работу за троих и еще убираться. Нас за все можно лишить премий в зависимости от решений руководства — от 5 до 100 процентов», — пожаловалась работница ТЭЦ.
Зато с приходом СИБУРа на Казанской ТЭЦ-3 и Нижнекамской ТЭЦ на 21% подросла зарплата (до 86,2 тыс. и 83,6 тыс. рублей соответственно), рассказали нам в компании.
При этом сотрудники ТЭЦ сейчас в «подвешенном» состоянии из-за предстоящей продажи ТГК-16. Поначалу рабочие с опаской относились к приходу СИБУРа, но за полный год работы в составе холдинга прижились у нового владельца и не хотят расставаться с ним. На Нижнекамской ТЭЦ рассказывают, что у холдинга были большие планы по улучшению условий труда, ремонту бытовых помещений. Но подвижек в соответствующих направлениях не было, разве только успели преобразить маленький медпункт в центр здоровья.
«Есть непонимание будущего, что нас ждет… Мы поняли, что в СИБУРе не все так плохо, уже начали привыкать к их методам работы. К сожалению, не успели перейти на единую систему оплаты труда, но хотели бы», — говорит источник в Казанской ТЭЦ-3.
«Если бы нас полностью СИБУР поглотил и устроил аттестацию, было бы видно, кто и что из себя представляет. Мы знаем, что предприятие на торгах. Но мне хотелось бы остаться в СИБУРе, потому что они искоренили бы то, что здесь заложено», — делится работник ТГК-16.
Средняя заработная плата по филиалам АО «Татэнерго» в 2022 году составила около 75 тыс. рублей, рассказали в пресс-службе генерирующей компании. Есть мнение, что госкомпания предлагает более привлекательный соцпакет: материальные вознаграждения за стаж, к юбилейным датам, поощрения к 1 сентября и Дню защиты детей, Дню энергетика и т. д. Сейчас в ТЭ небольшая текучесть (в пределах 4%). Совсем недавно дела обстояли хуже: в 2021 году количество вакансий по рабочим профессиям доходило до 300.
«В Татарстане много строек, и людей приглашают на более высокую заработную плату, — объяснили в пресс-службе. — Сварщик же везде сварщик, а у людей есть право выбирать. Чем мы ответили? У нас 22 разряда, и мы всем с I по X разряд дифференцированно подняли оклады. I разряд — на 25 процентов, X — на 10. Текучесть остановили». По данным компании, сегодня в «Татэнерго» порядка 120 вакансий — это 2,5% от всей численности штата. 97% из них — это вакансии рабочих, в основном I–IV разрядов, т. е. сотрудников низкой квалификации — уборщиков, подсобных рабочих, слесарей, электромонтеров.
Генератору не хватает электрогазосварщиков, электрослесарей по ремонту электрооборудования электростанций, слесарей по ремонту оборудования тепловых сетей. Профтехучилища, которые готовили рабочих в СССР, давно перестали функционировать, и только недавно в колледжах стали возрождать начальное профессиональное образование, заявили в компании. «Мы оптимистично смотрим на естественную текучесть персонала, в пределах нормативных значений это способствует своевременному обновлению коллектива», — говорится в сообщении.
Команды по загрузке станций отдают диспетчеры регионального диспетчерского управления (РДУ) энергосистемы РТ. Эту профессию считают одной из самых ответственных в отрасли. В РДУ республики трудятся 115 человек. Текучка кадров небольшая, говорят в управлении. В основном кадровые изменения связаны с вводом новых должностей и новыми задачами. По зарплате РДУ от энергокомпаний региона не отстает. Доходы сотрудников складываются из оклада, стимулирующих и компенсационных, социальных выплат, премии. Зарплата диспетчеров, по нашим данным, начинается от 50 тыс. рублей.
Рабочие в цехах на ТЭЦ получают 30–55 тыс. рублей. У начальников смен зарплата — от 90 тыс. до 130 тыс. рублей, они тоже работают посменно. Аппаратчики и машинисты могут получать больше инженеров, поделился один из инженеров Набережночелнинской ТЭЦ. «Потому что в прошлом году рабочему персоналу повысили зарплату, а ИТР — нет. Началась нехватка людей. Рабочих не устраивает зарплата, поэтому ее им подняли. Почему не уходят инженеры, мне самому интересно. У меня давно есть мысли уволиться, потому что оплата не соответствует работе», — пожаловался он.
«Раньше на ТЭЦ всегда были очереди. По слухам, здесь платили в 2–3 раза больше, чем в городе. Сейчас зарплаты с городскими сравнялись, в данный момент на каждой установке по 2–3 аппаратчика не хватает. Пока начальников смены достаточно, но, возможно, и они скоро уйдут», — признался челнинец.
Инженер Казанской ТЭЦ-1 рассказал о зарплате в 48–49 тыс. рублей в месяц. Он посетовал, что ежемесячную премию без объяснения причин могут срезать. Другой собеседник пожаловался на бешеную текучку ИТР. «Нехватку кадров, конечно, замечаю. Из-за маленькой зарплаты люди не вывозят ипотеку и содержание семьи. У нас который месяц нет инженера по 0,4 киловольта, потому что монтеры не хотят идти: разница в зарплате маленькая, а ответственности больше. Толкового инженера подобрать на такую зарплату очень тяжело», — констатирует он.
Молодежь на должность рабочего не идет. Вначале юных выпускников вузов и ссузов подкупают зарплата и стабильность, но они не выдерживают «грязной» работы под высокой температурой и шумом. Да и зарплату сразу хочется больше, но повышение они получают не так быстро. «Терпения не хватает у молодежи поработать. Раньше было трудно попасть на ТЭЦ, а сейчас большая текучка. Обидно, что люди не держатся, не дорожат возможностью. Но есть и те, кто предан коллективу, династии», — говорит один из экспертов.
Ежегодный отток персонала в «Казэнерго» объясняют долгосрочной программой автоматизации технологического оборудования. Многие котельные переводят в автоматизированный режим, поэтому ряд рабочих мест высвобождается. За счет автоматизации компания может повышать зарплату опережающими темпами.
В специфике работы «Казэнерго» преобладает сезонность загрузки рабочего времени, а некоторые специалисты, такие как операторы котельных, и вовсе задействованы только в отопительный сезон. В летнее время кто-то отдыхает, кто-то совмещает с другой должностью (например, охрана сезонных котельных), кто-то работает по срочному договору на отопительный сезон. «В 2022 году средняя зарплата составила 49 тысяч рублей, в 2021-м — около 41 тысячи», — рассказал замгендиректора по персоналу Низамутдинов.
Средняя зарплата по профессиям:
Сегодня рынок динамичный, особенно по рабочим специальностям. За кадры «Казэнерго» конкурирует с предприятиями в отрасли — это крупные управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, «Татэнерго», МУП «Водоканал». Казанская энергокомпания привлекает к себе рабочих с помощью активного молодежного сообщества, профсоюзными «плюшками» и чутким отношением к охране труда. «Есть и специальности, задействованные во вредных условиях труда. Например, газоэлектросварщики уходят на пенсию раньше, по особому списку. Мы добровольно проводим обследование условий труда для каждой специальности на нашем предприятии, на основании этого обследования выделяется вредность либо ее отсутствие. Там ведь не только пыль, шум, но и освещенность может влиять (избыточная или недостаточная)», — отметил представитель «Казэнерго».
Бывшие работники «Казэнерго» рассказали о нелегких трудовых буднях в теплосетевой организации. Мастеров энергоучастков беспокоит ненормированный рабочий день: если возникает аварийная ситуация, могут поднять и ночью. «Бывало так, что ты уже едешь домой, настроился на отдых и, допустим, на автоматизированной котельной произошел сбой. Нужно приехать, разобраться, что произошло, в другой конец города. Такое происходит нечасто, но все равно держит в напряжении, и нет такого, что ты уходишь после пяти вечера и забываешь о работе», — сетует бывший сотрудник «Казэнерго», который теперь работает мастером в Иннополисе.
Проведение работ сложно контролировать, потому что часто нужно долго стоять на улице в холод, дождь и морозы. Одно неверное движение может повредить соседние коммуникации, например «Таттелекома» или электросетей. За это могут наказать мастера. «У меня было такое. За электрический кабель оштрафовали примерно на 8 тысяч, — привел пример собеседник нашего издания. — У каждой энергослужбы есть баланс. Они могут покрыть затраты, но для стимулирования мастера, чтобы он выполнял свою работу качественно, могут наказать рублем. Это сильно бьет по карману, потому что зарплаты — около 40 тысяч».
«Мы, монтеры-электрики, обедаем на ходу, в „КАМАЗе“, сидя, полулежа, полусогнутые… Естественно, руки помыть и в туалет сходить проблематично. Этих условий нет. Например, ты берешь на обслуживание Приволжский район, он огромный. Тебе дают штук 10 заявок, на пятой ты находишься где-то в поселке Отары, а база — на Даурской. Чисто физически ты вернуться не сможешь никак. Гнать целый „КАМАЗ“, чтобы поесть… Весь обед как раз пройдет на колесах, и то ты не успеешь», — вторит другой экс-рабочий «Казэнерго».
Свои беды и у офисных сотрудников компании. Вот что говорит одна из них: «Работаю в „Казэнерго“ несколько лет в должности инженера. Веду договоры, лицевые счета, работаю с документами. Бывают звонки от неадекватных потребителей. Они получают большие платежки, звонят, кричат. Зарплата — около 30 тысяч вместе с окладом и премиями».
В «Татэнергосбыте» не наблюдается снижения численности персонала. Наоборот, с присоединением ЕРЦ в 2019 году она только выросла до 1,8 тыс. человек. Уровень текучести персонала в компании очень низкий, в процентном выражении варьируется в пределах 1,8%, сообщили в компании. Средняя зарплата по итогам 2022 года составила 70,8 тыс. рублей. «В компании ощущается дефицит в IT-специалистах», — добавили в пресс-службе.
Судя по архиву вакансий, операторам контактного центра предлагают от 22,4 тыс. рублей в месяц. В обязанности таких работников входит прием звонков и консультирование клиентов. От соискателей требуется среднее профессиональное образование, внятная речь и стрессоустойчивость. Стартовое предложение для бухгалтеров в компании — 35,2 тыс., кассиров — 28,1 тыс., специалистов по информационным системам — 39,5 тыс. рублей. У инженеров в управлении зарплата, по нашим данным, начинается от 45 тыс. рублей.